начальная страница | о кинотеатре скоро на экране | прошедшие кинофильмы музыка | фотоальбом | сценарии |
Фейерверк
HANA-BI (FIREWORKS).
|
||
. |
Жанр: Экзистенциальная криминальная мелодрама. Режиссер: Такеши Китано. В главных ролях: Кайоко Кашимото, Рен Осуги, Сусуми Тераджима Длительность: 1 час 43 мин. Этот фильм завоевал на
кинофестивале в Венеции премию "Золотой
Лев", чего не случалось с японцами
почти 40 лет, начиная с 1958 года, хотя
именно на Венецианской Мостре в 1951 году
всему Западу был открыт японский
кинематограф, когда <Расёмон> Акиры
Куросавы с Тосиро Мифунэ в главной роли
получил международное признание. Так
что за три с половиной месяца до кончины
Мифунэ и ровно за год до смерти Куросавы
(на фестивале 1998 года в Венеции провели
уже поминальную ретроспективу великого
японского мастера) явление Такэси
Китано широкому миру - пусть он и был
замечен как режиссер еще в начале 90-х -
оказалось пророчески знаменательным.
Этот 50-летний творец с имиджем "нового
отрешенного" (уже не самурая, а якудзы)
смог как бы в опустевшем пространстве
кинематографии Японии представить ее во
всем прежнем блеске и величии далеко за
пределами кварталов Токио и пляжей
Окинавы. Может быть, действительно верно
замечание Кэндзи Мидзогути, что
истинный режиссер начинается лишь в
возрасте после пятидесяти. Европейские критики не случайно сопоставили этот фильм Такэси Китано с дважды экранизированной (Кэйскэ Киноситой в 1958 году и Сёхэем Имамурой в 1983-м) "Легендой о Нараяме" - признанным романом Ситиро Икадзавы. Самоубийство бывшего полицейского Ниси и его смертельно больной жены Миюки происходит на берегу моря и принципиально за кадром, а в пространстве экрана как бы ничего не меняется, словно не имеет никакого значения - были герои на этом свете или не жили вообще. Они и до этого момента существовали чаще в немоте и в каком-то отрешенном состоянии, будто находясь уже по ту сторону жизни, в трансцендентном мире. Экзистенциальный и дзен-буддийский пласт повествования, которое и помимо этого уже лишено линейного развития сюжета, превращает (в том числе благодаря очень странным живописным картинам, порой сюрреалистически выглядящим, ярко красочным и по-японски внимательным к мельчайшим деталям быта и пейзажа) вроде бы криминальную мелодраму, что-то типа японской "Калины красной", - в трогательную и удивительно простую историю вечного и неизменного круговорота Бытия. Такэси Китано, сам побывавший на краю бездны после несчастного случая - аварии мотоцикла - в 1994 году, когда ему исполнилось 47 лет, затем впервые во время вынужденного домашнего пребывания вдруг занялся живописью. Она словно приблизила его к скрытым тайнам единого мироздания, где нет границы между животным и растительным миром, да и жизнь от смерти неотделима, разве что маленьким дефисом в словосочетании Hana-Bi, то есть цветок-огонь. Судя по эволюции творчества Китано, он проделывает, как и поздний Куросава ("Сны"), метафизический путь от внешней экспрессии к углубленной внутренней сосредоточенности, от слов - к образам, от звуков - к молчанию. А главное, от жанра - к стилю, от отстраненного реализма - к бытийному, который был свойствен в равной степени часто далекому от современности Кэндзи Мидзогути и певцу сегодняшнего быта Ясудзиро Одзу. Такэси Китано, напрасно казавшийся поначалу американизированным или европеизированным (кем только его не называли - японским Клинтом Иствудом, Жан-Пьером Мельвилем, Джоном Ву, Квентином Тарантино и даже братьями Коэнами, но в одном лице), на самом деле прекрасно вписывается в вековые японские традиции, даже когда опровергает их.
|
|
Наши спонсоры:
|
. |
Drugba 2000 |